Основными задачами воспитания в этот период являются организация режима дня, который должен соответствовать возрасту ребенка и индивидуальным особенностям его; развитие зрительного и слухового восприятия; развитие голосовых реакций; развитие движений рук, умения брать и удерживать игрушки, развитие движений, которые потом потребуются при ползании. Зрительное и слуховое восприятие у детей в этом периоде более совершенно, чем в возрасте до 3 мес., они следят за окружающим, различают и узнают знакомые предметы, проявляют к ним интерес, стремятся их достать. Поэтому им следует давать более разнообразные игрушки (различной формы, окраски, величины). В 3,5-месячном возрасте малыши поворачивают головку в сторону источника звука, узнают знакомые голоса и радуются им. К 5—6-му мес. они оживленно двигаются, похлопывают ладошками, двигают ножками под звуки плясовой мелодии.
Эмоциональное восприятие усложняется и становится более стойким: 4—5-месячные дети улыбаются; на 6-м месяце жизни они громко смеются, избирательно относятся к окружающим, при виде знакомых радуются, незнакомых пугаются. Появление родителей вызывает у детей "слуховое и зрительное сосредоточение", улыбку и смех, энергичные движения. Они начинают реагировать на речь, понимание ее развивается благодаря "беседам" матери с ребенком. Эти "беседы" крайне важны. Причем речь должна быть богата интонациями. Мать должна разговаривать с малышом по самым различным поводам. Например, перед едой: "Петя сейчас будет есть". В других случаях она обращается с просьбой: "Петя, дай ручку, наденем рубашечку" и т. п. Речь желательно строить короткими фразами, выделяя интонацией наиболее важные по содержанию слова. У детей 6—7-месячного возраста положительные эмоции чаще возникают во время игр, поэтому необходимо всячески их поощрять — выделить место, соответствующие игрушки и др. С 3-го месяца жизни развиваются голосовые реакции, которые способствуют формированию речи. В 3—4-месячном возрасте дети произносят гортанные звуки "ги", "гхи", в 4—5 мес. уже певуче гулят "а-а-а", в возрасте 6 мес. начинают лепетать, т. е. произносить отдельные слоги: "ба", "ма", "да". Из этих слогов в дальнейшем складываются первые слова. Это происходит в результате развития способности к подражанию. Малыш прислушивается к произносимым им звукам, часто и подолгу повторяет их. Но легче он повторяет те звуки, которым его обучают взрослые. В это же время идет "отработка" основных движений: ребенок учится направлять руки точно к предмету, который привлек его внимание, брать, ощупывать его. Взять игрушки из рук взрослого малыш может в возрасте 4—4,5 мес. Вначале бывают и неудачи: ручонки "сталкиваются", а игрушка не взята. Постепенно к 5-му месяцу дети уверенно направляют руки к игрушкам и берут их сначала двумя руками, а затем одной. Полугодовалые дети умеют удерживать по игрушке в каждой руке. Все это имеет большое значение. Научившись играть, дети тянутся к игрушкам, чтобы взять их, меняют позу, положение, овладевают новыми движениями. Совершенствуется умение ребенка лежать на животе: к 5-му месяцу он может высоко поднимать верхнюю половину туловища, опираясь на ладони выпрямленных рук. Из такого положения ему намного легче и интереснее наблюдать за окружающим. В 6 мес. дети становятся на четвереньки, опираясь при этом на ладони и колени: эта поза подготавливает их к ползанию. Тренирует их перед ползанием и переворачивание, которым ребенок полностью овладевает к 6-му месяцу (переворачивается со спины на живот и обратно). Первое. желание перевернуться на живот возникает у ребенка к 4-му месяцу: вначале он поворачивается на бок, а затем — на живот. Наибольшего эффекта это движение достигает в том случае, если дети уже научились хватать игрушки. Именно желание схватить игрушку побуждает малыша перевернуться и взять ее. Все это хорошо укрепляет мускулатуру ног и рук, грудной клетки, брюшного пресса. Первые попытки доползти до предмета бывают неудачными: вместо продвижения вперед почему-то ползется назад. Но постепенно (к 7-му месяцу) дети начинают свободно ползать. Некоторые ошибаются, думая, что наиболее правильным при развитии движений ребенка является овладение умением самостоятельно сидеть, а затем уже ползать. Наблюдения показывают, как беспомощен бывает ребенок, научившийся сидеть прежде, чем ползать. В положении на животе он плачет или лежит совсем безучастно, с опущенной головой, без стремления к движению. Не следует обкладывать подушками ни тех детей, которые уже научились сидеть, ни тех, которые сидеть еще не умеют. При такого рода "тренировке" ребенок вынужден пребывать в пассивном состоянии, без движений, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на нервно-психическом развитии. К 5-му месяцу ребенок выпрямляет ноги и в коленях, и в тазобедренных суставах, но еще стоит при поддержке под мышки, а в возрасте 6—7 мес. стоит уже при поддержке только за руки.
Источник "Домашняя энциклопедия", изд-во "Советская Кубань" 1996 г.