Датский писатель Хенрик Понтоппидан (1857-1943) родился в небольшом городке, расположенном на полуострове Ютландия, в семье священника. После окончания средней школы Понтоппидан хочет стать инженером и поступает в Копенгагенский политехнический институт. Порвав с провинциальной жизнью при церкви, так угнетавшей его, юноша с наслаждением окунается в бурную столичную жизнь. Особое влияние на него оказал датский публицист и литературный критик Георг Брандес, призывавший к модернизации страны, ее скорейшему уходу от провинциализма по пути развитых капиталистических держав. В 1879 году, решив стать писателем, Понтоппидан оставляет учебу в институте,
устраивается на работу учителем в провинциальной школе и начинает активно заниматься литературным самообразованием. Большое влияние на мировоззрение писателя оказало творчество Кьеркегора, Достоевского, французских писателей-натуралистов. Начиная с 1881 года в печати появляются первые рассказы и новеллы Понтоппидана, а через три года он переезжает в Копенгаген, где близко знакомится с Брандесом и начинает принимать активное участие в общественной жизни страны.
В эти годы Понтоппидан пишет свое первое большое произведение — трилогию «Обетованная земля» (1891 — 1895) — широкую панораму жизни Дании второй половины XX века. Прототипом главного героя книги, сельского священника Эммануэля, стал Георг Брандес. После выхода «Обетованной земли» Понтоппидан приступает к работе над главным произведением своей жизни — романом-эпопеей «Счастливчик Пер» (1898—1904), в котором с большим мастерством раскрывает проблемы, стоящие перед датским обществом второй половины XIX века. «Счастливчик Пер» — трагическая история жизни молодого датчанина, талантливого инженера Петера Сидениуса, его устремлений и разочарований. Порвав с провинциальной жизнью своей семьи, он приезжает в Копенгаген в надежде своим трудом и талантом принести пользу родине. Однако его смелый инженерный проект опережает свое время и остается нереализованным. Разочарованный Пер после многолетней борьбы уезжает из Копенгагена в провинцию и, оставшись практически в одиночестве, умирает. Перед смертью он узнает, что его проект все-таки реализуется на практике, но другими людьми, а о его настоящем авторе никто и не вспоминает.
Третьим и последним крупным художественным произведениемПонтоппидана стал роман в пяти томах «Царство мертвых» (1912—1916), продолжающий основную тему предыдущих эпопей писателя — проблемы современного датского общества, стоящего перед сложным выбором своего дальнейшего пути. В 1917 году Понтоппидану присуждается Нобелевская премия по литературе, которую он делит с датским драматургом Карлом Адольфом Гьеллерупом, «за правдивый показ в своих эпических произведениях современной жизни Дании». В последующие годы Хенрик писал в основном автобиографические произведения, много работал как публицист. Оставаясь до конца своей жизни активным общественным деятелем, он энергично выступает против разрастающейся угрозы фашизма.
Скончался Хенрик Понтоппидан в пригороде Копенгагена, в своем доме, где жил последние тридцать лет. В истории датской литературыПонтоппидан остался как один из самых ярких представителей так называемой «литературы прорыва», призывавший своим творчеством к созидательному труду, свободе. Творчество Понтоппидана — это талантливый срез целого пласта жизни датского народа, верным сыном которого он был.
Мы воображаем, что сделались бог весть, какие умные. Пусть так! Но сделались ли мы счастливее?
Источник "Афоризмы лауреатов Нобелевской премии по литературе" - Изд-во.: Минск "Современный литератор", 2000 г.