Провансальский поэт Фредерик Мистраль (1830-1914) родился в селении Майано, недалеко от Авиньона, в семье зажиточного землевладельца. Разговорным языком в семье был провансальский, распространенный среди крестьян Прованса, несмотря на все попытки центральных французских властей запретить его употребление. Начальное образование Мистраль получил в одном из пансионов Авиньона, где его поэтический талант заметил и помог ему развиться известный провансальский поэт тех лет Жозеф Руманиль, преподававший в этом пансионе. По окончании школы Мистраль по настоянию отца учится на юриста в Эксан-Провансе,
одновременно продолжая заниматься литературой. Получив в 1851 году диплом, Мистраль тем не менее оставляет карьеру адвоката и полностью посвящает себя поэзии.
Вместе с группой поэтов-единомышленников, среди которых был и Руманиль, называвших себя фелибрами, что означает «провансальские поэты», он становится активным сторонником возрождения культурных традиций Прованса и провансальского языка. Вскоре в свет выходит и первая большая поэма Мистраля «Мирейо» (1859) — трагическая история любви Винсента и Мирейо, своеобразных провансальских Ромео и Джульетты На несложный сюжет поэмы, богатые родители Мирейо запретили ей выходить замуж за сына бедняков Винсента, и она трагически погибает, накладываются пространные отступления, уводящие нас в мир колоритной провансальской культуры, природы и истории провинции. После выхода «Мирейо» Мистраль стал признанным поэтом. Во всех своих последующих произведениях — поэме «Календо» (1866), сборнике стихов «Золотые острова» (1876), поэме «Нерто» (1884), исторической драме «Королева Жанна» (1890), «Поэма о Роне» (1897), сборнике стихов «Сбор олив» (1912) и др. — Мистраль воспевает красоту родного Прованса.
Помимо литературного творчества, поэт занимается активной общественной деятельностью, направленной на возрождение провансальского языка. Он становится признанным лидером движения Фелибрижа, издает вместе со своими единомышленниками ежегодный «Альманах Прованса», разрабатывает грамматику и орфографию провансальского языка, венцом этой деятельности стал выход в свет в 1879—1887 годах словаря провансальского языка «Сокровище Фелибрижа», основывает в 1896 году Арльский музей, где собрано огромное количество материалов по провансальской истории, этнографии, фольклору.
Неустанная общественная работа и литературное творчество Мистраля нашли свое признание в присуждении ему в 1904 году, вместе с испанским драматургом Хосе Эчегараеми-Эйсагирре, Нобелевской премии по литературе за «поэтические произведения, отображающие дух народа Прованса». Большую часть полученных денег Мистраль отдал музею Арля. В 1909 году благодарные жители города воздвигли великому сыну Прованса памятник. Скончался Фредерик Мистраль от бронхита.
О, жизнь — прозрачные глубины, На дне которых столько тины!
Источник "Афоризмы лауреатов Нобелевской премии по литературе" - Изд-во.: Минск "Современный литератор", 2000г.